<<   Воронина Е.  На каждое слово в деревне есть своя песня

Экспедиция этого года для меня первая. И поэтому три недели, проведенные в с. Ухтома, были полны совершенно неожиданных открытий.

Наверное, одно из самых больших потрясений я испытала, когда на первом же интервью поняла, что все, о чем рассказывалось на лекциях – реальность, что те традиции, обычаи, о которых написано столько научных работ, до сих пор живы.

Не менее удивлена я была, услышав женские «матерные» частушки, особенно из уст информантов, которые несколько минут назад уверяли, что «у нас до сих пор женщины не матерятся. Нет-нет-нет, даже пожилые… Не дай Бог…».

Вообще существует множество работ, посвященных частушке (ее композиции, отдельным элементам, внутрижанровой характеристике и т.д.). Но меня больше заинтересовала связь частушки с конкретной ситуацией, т.е. те случаи, когда информант, рассказывая о каком-либо происшествии или периоде жизни, вдруг прерывает свое повествование и поет частушку. Или после ее исполнения дает пояснения, когда она поется. И я попыталась представить описание подобного материала.

Я общалась с Анной Ивановной Галяминой, Верой Матвеевной Филатовой, Лидией Иосифовной Коноваловой.

И, прежде всего, хотелось бы рассказать о последней. Встретив Л.И., живописно сидящую на канистре с бензином посреди поля, я и не догадывалась, что она окажется таким ценным собеседником. Л.И. поведала много интересных историй. Спела она и частушки. Причем когда ее просили спеть, она отказывалась, а потом, рассказывая о своей жизни, запела сама:

И не запомнишь. Как я сюда приехала, купили дом. Собирала клюкву. Собираю, а было спокойно тогда… Я собираю клюкву у болота здесь… И пою. Господи, каких я не напою, а сама… оглянусь: Господи, кто бы мимо мя не мелькнул…

<А что за песни пели?>

Ну, вот эти, частушки:

Я девчоночка не промах,

Я девчоночка не трус.

Без миленочка гуляю,

С роду не задумаюсь.

А потом еще:

Я люблю, как тихо на озере,

Вал вала не бьет.

Я люблю, как дроля пьяненький

Навстречу попадет…

Дроля в армию поехал,

Я в окошко глянула.

С той поры моя любовь

Все вянула и вянула.

Такие вот грустные – когда в армию провожали ребят…

Так называемые «рекрутские» частушки были записаны и в Роксомском с/с в д. Сухоежино от Торговановой Екатерины Александровны (1914 г.р.). Но эти частушки уже пели парни, когда их забирали в армию:

Скоро в армию забреют,

Милка бедная куда?

На реке большая прорубь,

Сунет голову туда.

Эта же информантка сказала, что у них в деревне «на каждое слово были песни», и привела такой пример, обращаясь к собирателю:

Вот ты пришла ко мне супостатка, я гоорю:

Супостатка, вот те место,

Приходи да и садись.

Смотри глазком веселая,

За дролю не середись.

Надо сказать, что на каждое слово есть песня не только в д. Сухоежино.

В д. Тарасьево (Киснемский с/с) Ольга Васильевна Серова (1922 г.р.), беседуя с нашими девушками, прошла мимо фотографии Ленина и Сталина и тут же спела частушку:

Ленин, Сталин и шипач

Ехали на лодке.

Ленин-Сталин потонул,

А шипач остался в лодке.

А взглянув на белые кроссовки собеседниц:

Эти белые ботиночки,

Господи не приведи,

Милка сделает измену

<нрзб.> и идти.

Рассказывая о себе, О.В. то и дело вспоминала какую-нибудь частушку:

Свекровка пришла… гладить, а я, этот, пошла плясать да гоорю:

Я коротенькую юбочку

На коленках выжму.

А попадет свекровка злая,

Как поваренка лызну…

А когда на гулянье ей пришлось бежать домой и надевать ботинки вместо лаптей (чтобы не засмеяли), то, вернувшись, она спела:

Нам не надо чики-брики

На высоких каблуках.

Лишь бы личико почище,

Хорошо и в лапотках.

Конечно же, больше всего частушек пели как раз на гуляньях.

Тимошина Антонина Васильевна из д. Дудрово:

А вот в клуб мы ходили… Пойдут русского плясать, надо поплясать, да с которой ланчика-то плясал, дак и топнуть. А он с этой плясал, с этой гулял, да эту и замуж взял:

Ты <нрзб.>

Я гребеночку куплю.

Самостоятельная девушка,

За то тебя люблю.

На гуляньях пели и частушки, обращенные к гармонисту.

Перфильева Анна Тимофеевна, д. Дудрово:

Поиграй повеселее,

Веселее,веселей.

Неужели ты боишься

Ухажерочки своей?

А выпив еще чуть-чуть, начинали петь уже и «матерные» частушки; затевалась драка, и пели частушки «под драку».

И, конечно, пели частушки на свадьбе. Такое событие в деревне не может остаться незамеченным. Кирилличева Мария Александровна из д. Чертеж рассказывала:

Две девки у нас вышли замуж за цыганов… Цыганы теперь, как русские, на цыганов не похожи:

Мама, выйду за цыгана.

Дай ты мне приданое

Котелочек под сметану

Да одеяло рваное.

А в нашем с. Ухтома была необыкновенная информантка – Надежда Юрьевна Фадеева, которая, рассказывая о свадьбе, тоже спела несколько частушек:

Как дорогуле за измену

Я нажарила лягух:

«Кушай-кушай, ягодиночка,

Еще изжарю двух…»

Милка моя,

Холера синепупая,

Если ты меня не любишь,

То девчонка глупая.

А затем Н.Ю. рассказывала о том, что из колодца воду пить нельзя, т.к. дом – рядом с церковью, а у церкви – кладбище:

Всю жизнь хоронили у кладбища… не зря, это, частушка-то есть… Такая не хулиганская она, такая интересная:

С колокольни пес свалился

Об ограду головой.

Я одна не растерялась:

Цап-царап да и домой.

Таким образом, частушки пелись (и поются) в основном на больших праздниках, гуляньях. Но и в повседневной жизни они не редкость. В деревне «на каждое слово есть песни». То есть конкретная ситуация вызывает в сознании информанта ассоциативный ряд, в результате чего и поется частушка.