<<   Давыдова О.  «Утром верю, вечером не верю»: актуальные знания деревенских молодых людей

Чем человек старше, тем он больше помнит, более приобщен к традиционной культуре. Это убеждение свойственно как самим собирателям, так и информантам. Очень часто человек преклонных лет отзывается о еще более пожилом как о более компетентном. Так как факты традиционной культуры, как правило, считаются исчезнувшими, существующими лишь в памяти пожилых людей, собиратель обычно просит именно вспомнить, как происходил тот или иной обряд. Однако по отношению не ко всем фактам фольклора можно сказать, что информант их вспоминает: материал экспедиций показывает, что многие представления, связанные с народной магией и народным православием, актуальны для информантов и по сей день. Возможно, именно в силу злободневности этого знания носители обычно не признаются, что сами используют его - и в настоящее время. С другой стороны, информанты охотно делятся теми знаниями, которые для них уже неактуальны (например, в этой экспедиции нам подарили отпуск, записанный на листке. Бабушка сделала это потому, что ее муж, пастух, давно умер, и ей отпуск не был нужен). Таким образом, искренне или умышленно, информанты подтверждают мнение о постепенном исчезновении традиционной культуры. Это дает основания считать, что дети, молодежь тем более не включены в систему передачи традиционного знания. Очень часто это действительно так, и мы склонны рассматривать деревенских детей только как носителей современного детского фольклора. Но иногда такой информант может дать больше сведений из области традиционной культуры - и они будут для него более актуальными, чем современный детский фольклор. Так было в экспедиции лета 2000 г., где нам удалось пообщаться с двумя молодыми людьми 1983 г.р.

От внука одной информантки мы узнали, что по вечерам на краю деревни собирается молодежь и рассказывает друг другу страшные истории. Мы задались целью записать их. Получив приглашение, мы пришли туда всей группой и, чтоб направить разговор в нужное русло, рассказали страшную историю сами. Страшилок никто не знал или не помнил (как выяснилось еще раньше, страшилки читались по какой-то книге). Юра и Глеб начали вспоминать садистские стишки, но вскоре Юра заметил:

Газета у нас где-то была, она уже старая, там вот разворот ... и вот этих вот четверостиший дак много-много было ... она и сейчас где-то есть.

Таким образом, тема детского фольклора оказалась непродуктивной, но мы достаточно быстро перешли к традиционным темам. Эта возможность представилась, когда Юра сам начал рассказывать, как

там в деревне девки пошли гадать, а мы с пацанами узнали, ...плащ одели да косу... взяли, да ходили на кладбище, напугали..., одна месяц, наверное, заикалась...

В итоге от Юры и Глеба было записано две с половиной кассеты по 90 минут, где основное место занимают факты традиционной культуры.

Весь собранный материал можно условно разделить на 4 группы:

  1. Сведения, почерпнутые Юрой и Глебом, а также сестрой Юры (с которой мы общались лишь в первую нашу встречу) из рассказов окружающих, как старших по возрасту людей, так и ровесников. Это рассказы о колдунах, покойниках, вещих снах и т.д. Рассказ, как тетя Глеба сидела с младшими братом и сестрой:

    ...самыми младшими были тетя Света и дядя Валера. А Люське погулять охота было, ... ну она возьмет их, в мешок одного, в мешок другого посадит, завяжет наверху, через забор перекинет, и сидите. Вечером прибежит, развяжет, выпустит...

    Юра добавил: а маленькие что, посидят, поплачут, а потом спать лягут...

    Также мы получили большое количество сведений по топонимике, с объяснениями, почему так называется то или иное место. Позже молодые люди нарисовали карту местности со всеми обозначениями. Также они сводили нас к озеру Святое в 6 км от Парфеново. Про это озеро рассказывают, что в нем еще никто никогда не тонул, потому что вода держит .

    Юра или Глеб были свидетелями каких-то действий взрослых, связанных с традиционными обрядами, мальчики могут не знать, с какими (Глеб видел, как когда-то осенью его мама ходила в хлев, взяв с собой масло, и подмазывала маслом скотину). Смысл обряда может быть понятен молодым людям (в мае есть какой-то день, когда нельзя в первый раз выгонять коров, но именно в этот день каждый год выгоняется колхозное стадо, и многие в деревне вместе со стадом не выгоняют свой скот).

  2. Сведения, говорящие об актуальности каких-то представлений для самих Глеба и Юры.

    • Актуальность христианских праздников: о последнем экзамене говорят, что он был за три дня до Троицы . Масленица: катание детей на санях: ...не один год брали сани... Лошадей запрягаешь и маленьких катаешь... Обычно станешь у магазина... покатаешь сначала одних, потом другие садятся... То я катаю, то он катает...
    • Много нового было записано в частности об отпуске. Причем в ходе нашего общения стало очевидно, что у каждого из молодых людей на данный момент есть отпуск на определенный вид деятельности: у Юры на рыбалку, у Глеба - на лес, т.е. на сбор ягод и грибов.

      Юра: ...у меня отец занимается рыбалкой... С напарником друзья уже давно... обычно, как мужики начинают вместе рыбачить, так переругаются, раздерутся, а отец уже лет пятнадцать как начали вместе рыбачить, и не ругаются никогда... и папа сказал, что... его отец дружил с отцом... этого напарника, и вот... переняли от отцов своих (как рыбачить).

      Глеб: В лес без отпуска нельзя ходить, меня научили тоже прошлый год, одна старушка мне посоветовала, иди, ходи в лес с отпуском, всегда, как, будешь хорошо ходить. Вот теперь с отпуском в лес хожу. В лес идешь, просишь отпуска.

      Соб.: А что это такое?

      Юра: У родителей просишь ...

      Глеб: Не у родителей... одни у родителей, кто у леса спрашивается отпуска, по-разному.

      В этом отрывке Юра и Глеб рассказывают каждый про свой отпуск, и различие очевидно. Таким образом, на данный момент нам известно три разновидности отпуска: пастушеский, на рыбалку и от леса, каждая из которых обладает своими особенностями:

      • Передача отпуска: в пастушеском отпуске и отпуске от леса - от знающего человека. В случае Глеба это местная баба Фаля, к которой все в деревне отговаривали нас идти, под предлогом того, что бабушка глухая и уже ничего не помнит. Передача отпуска на рыбалку происходит от отца к сыну. Из-за болезни отца сейчас ездит на рыбалку Юра, и, видимо, отец передал отпуск Юре. Нет точных сведений о том, что представляет собой отпуск на рыбалку. Если под этим словом подразумевается конкретный текст, как в двух других видах отпуска, то его, скорее всего, произносят непосредственно перед рыбалкой. Но возможно, нужно просить отпуска у родителей всякий раз, как едешь на рыбалку, и тогда отпуск носит характер благословения.
      • Обращение в отпуске: на рыбалку у родителей просить , лесной - у леса.
      • Время действия: пастушеский отпуск дается на сезон, от леса - бессрочный. На рыбалку, если здесь есть какой-то конкретный текст, что неясно, - тоже бессрочный.
      • Место действия. В пастушеском - конкретный осек (огороженное пространство леса, иногда очень большое, куда выгоняют пастись скот), т.е. если корова забредет в другой осек, отпуск действовать не будет. Это связано с представлением, что в каждом осеке свой хозяин. Глеб: ...вот, например, осеки и то бывают разные. Вот наш осек, в который мы корову пускаем, это самый плохой осек, в нем постоянно водит, а такой самый нормальный в Поповском, Парфеновский тоже хороший...; ...ну, нравится одному, что в его осек идут, а другому не нравится. Может быть вредный какой-нибудь.

      Можно предположить, что отпуск от леса также ограничен пространством одного осека.

  3. Обязанности в семье. Юра ездит на рыбалку, а затем готовит эту рыбу. Глеб в основном ходит в лес за ягодами и сам варит варенье. Глеб: ...С утра встаешь, помогаешь матери обряжаться, потом коров выгоняешь, носишь воду домой, в баню носишь заодно, коровам поливаешь. Потом идешь на сенокос...Осень на дрова уходит, их пилишь, зимой их колешь. Весной картошка, осенью выкапываешь... Юра ...вчера голову петуху отсек, он у меня долго без головы бегал.... Глеб: ...быка мы с дядей Юрой завалили позапрошлой весной....
  4. Материал, относящийся к детскому фольклору: рассказ, как в прошлом году вызывали чертика; непристойные анекдоты и т.п. Сюда же, видимо, стоит отнести и группу из 5-6 текстов, соотносимых с жанром предания. Часть из них включает сказочные элементы, часть относится к несказочной прозе. Информанты рассказывали их подряд, по два и более, возможно, видя в них некое единство, единство скорее по жанру, нежели по теме. Все они - о каком-то необычном, интересном случае; т.о. один текст вызывал в памяти другой, и скорее всего эти истории рассказывались уже не первый раз. Подобный вид текстов, видимо, характерен именно для детской, подростковой среды.

Таким образом на примере Глеба и Юры можно говорить о приобщенности к традиционной культуре какой-то части деревенской молодежи. Полученные нами сведения нельзя назвать отрывочными: они достаточно полно отражают локальные традиции и касаются большинства фольклорных тем, распространенных в данной местности. Также было записано много оригинальных текстов. Особенностью собранных фактов является их актуальность в среде, где существуют Глеб и Юра (географически это д. Парфеново и близлежащие деревни). Когда мы расспрашивали Юру, много ли в этой и соседних деревнях пожилых людей, Юра, поразмышляв, сказал: - Знаете, где много бабушек? - На кладбище... Этого отрицать нельзя, но тем не менее можно говорить о перспективах работы с новым поколением информантов. С другой стороны, закономерен вопрос, каково отношение этого нового поколения к фольклорным фактам. Не исключена вероятность перехода значимого ранее действия в разряд интересных историй, которые любопытно послушать и рассказать. Например, распространенный текст о колдуне, которому не умереть. Юра: Бабушка рассказывала, что у них в деревне жил колдун ... он неделю никак не мог умереть, тоже весь исхудал, говорит сыну ... возьми пшена да рассыпь по дому, пока будешь собирать, я умру. Он собрал, старик умер. Этот рассказ стоит рядом с преданиями о кладах и покойниках, а не в контексте рассказов про знающих людей. Для Глеба сведения, почерпнутые им из книги о святочных гаданиях, равносильны традиционно полученным знаниям; в своих рассказах он опирается на различные источники, видимо, считая их равнозначными.

Текст отпуска Глеб не рассказал, объяснив это тем, что если расскажешь, действовать он не будет. Но тот же Глеб как-то заметил: ...у меня мать знает, как домового надо брать с собой... ну я его не слышал. Я в это не очень верю... Так, пятьдесят на пятьдесят... А Юра прибавил: Так, утром верю, вечером не верю.