«Речевой этикет и этос Верхней Мезени».
23.09.2013
Светлана Борисовна Адоньева

Аннотация

Аристотель трактовал этос как способ изображения характера человека через стиль его речи и через телеологию — целеполагание (основной признак человеческой деятельности). Согласно Максу Веберу, понятие «хозяйственный этос» — совокупность правил житейского поведения, практическая мудрость, мораль, воплощенная в укладе, строе жизни и мироощущении людей. Понятие «этос» позволяет выделить нормативно-ценностную составляющую в сословно или профессионально локализованных социокультурных практиках. Предметом предлагаемого анализа является отношение коммуникативных практик описываемого речевого сообщества (Мезенский край) и его таким образом являемых ценностей, материалом служат несколько примеров полевых наблюдений. Один из анализируемых «кейсов» — фамильные или родовые путики (охотничьи тропы). Их передача от одного владельца другому состоит в том, что один просит, а другой разрешает пользоваться его или ее путиком. Путик обычно принадлежит одному члену семьи, например, отцу, и тот водит на него своего сына, дочь, племянника, зятя или еще кого-нибудь. Путиками владеют и женщины, в том случае, когда отец передал его дочери, или он ей достался после смерти мужа. Но просто пройти по чужой охотничьей тропе и невозможно: это называется пакостничать. А в отношении «пакостников» работает карательная норма, подобная суду Линча: его притапливают (во время рыбной ловли) или ломают лыжи, когда он на охоте (что равноценно гибели, поскольку из леса без них зимой не выйти) и пр.

Библиография к лекции

Адоньева С. Б. Дух народа и другие духи. СПб., 2009.

Бурдье П. Практический смысл. М.; СПб., 2001.

Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий // Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994. (Лики культуры).

Хальбвакс М. Социальные классы и морфология. М.; СПб., 2000.

Щютц А. Социальный мир и теория социального действия // Шютц А. Смысловая структура повседневного мира. Очерки по феноменологической социологии. М., 2003.