Наталья Михайловна Герасимова
6 декабря 1952 – 26 сентября 2006

фотографии
закрыть фотогалерею

Наталья Михайловна Герасимова родилась 6 декабря 1952 года в Чите. В 1969 г. она закончила 19-ю среднюю школу г. Таллина и поступила на историко-филологический факультет в Тартуский Университет. Через два года она переехала в Ленинград и перевелась на III курс русского отделения филологического факультета ЛГУ. По окончании университета в 1974 г. Наталья Михайловна поступила в аспирантуру на кафедру истории русской литературы по специальности «русский фольклор» и почти сразу же стала читать лекции и вести семинары по русскому фольклору, древнерусской литературе, поэтике и стилистике. Наталья Михайловна относилась к числу таких замечательных людей, которые создают вокруг себя особую атмосферу. И семинарские занятия, и отчеты фольклорных экспедиций, и обсуждения теоретических проблем филологии и культуры не ограничивались стенами университета, Наталья Михайловна обладала счастливым даром не отделять науку, работу и жизнь. Царящая вокруг нее атмосфера позволяла каждому, будь то студент, молодой ученый или коллега, уже имеющий имя в науке, осознавать филологию как живое и коллективное дело.

В 1986 г. Наталья Михайловна защитила кандидатскую диссертацию «Художественное своеобразие «Жития» протопопа Аввакума».

Более четверти века Н. М. Герасимова преподавала на кафедре русской литературы Санкт-Петербургского государственного университета. Сфера ее научных интересов была необычно широка: медиевистика, фольклористика, теория литературы и фольклора, современная русская литература, гендерные исследования. С одной стороны, это связано с многогранностью ее личности и неизменным стремлением открывать для себя новое. С другой – разнообразие тематики научных работ и лекционных курсов, прочитанных в Университете, имело объединяющее начало, которое, на наш взгляд, лучше всего определила сама Наталья Михайловна в названии подготовленного ею сборника статей «Имя – сюжет – миф».

О характере и разнообразии ее научных интересов можно судить по темам исследовательских работ – курсовых и дипломных, сделанных студентами под ее руководством. Вот названия некоторых из них:

  • Абалакина А. В. Л. С. Петрушевская и современная женская проза (2006)
  • Дудко Е. Н. Творчество группы "Митьки": к проблеме традиционных механизмов в современной культуре (1997)
  • Ерёмина Н. В. "Русалка" и "русалии" в духовной культуре русского крестьянства (1993);
  • Задорина А. И. Памятник Петру I в Петербурге (Медный всадник) в исторических преданиях
  • Лагунова Ю. Прототипы демонических персонажей и роль музыки в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (2002)
  • Мехова Т. А. Традиционные народные колыбельные в процессе формирования мировоззрения ребенка (1992);
  • Самойлова Е. Е. Значение хронотопа «порога» в повести Стругацких «Трудно быть Богом» (2002)
  • Славгородская Н. А. Запрет в традиционной культуре: к типологии фольклорных текстов (1999)
  • Скорлупкина М. А. Цвет и свет. Произведения В. Голявкина (2002).
  • Созыкина Н. Н. Кумления в традиционно-семицкой обрядности (1995)
  • Сокаева Д. В. Место и роль чудесных объектов в волшебной сказке (на материале сюжетов 530, 530 А СУС) (1987);

Она была нашим другом, коллегой, и учителем. Она была учредителем АНО «Пропповский Центр» и идеологом его деятельности.

 

Ольга Левицкая (Филановская). Колдунья

У каждого своя Наталья Михайловна Герасимова. Я не исключение. И пусть меня простят все, кто знал ее лучше меня, если я допустила какую-то неточность. Такой я ее запомнила и полюбила. Такая она для меня сейчас. И я не представляю себе другой Натальи Михайловны, кроме той, какой я ее видела в последний раз почти тридцать лет назад — молодой, красивой, темпераментной, талантливой, и необычайно обаятельной.

Я помню, что многие Наталью Михайловну за глаза звали «Натмих». Видимо, это пришло по ассоциации с «Юрмихом», Юрием Михайловичем Лотманом, ученицей которого Наталья Михайловна себя считала…

Читать дальше