Идеология ресурса

Легализация этнологического и, шире, обществоведческого компонента фольклористики в отечественной науке дала свои плоды как в отношении включения новых объектов и исследовательское поле, так и в отношении разработки теоретических основ фольклористики. В качестве основного показателя, универсально применимого к определению фольклора, практически всеми фольклористами принят признак, сформулированный П.Г. Богатыревым и Р.О. Якобсоном, - «установка на традицию». По данному параметру фольклорное явление оказывается в одном классе с другими создаваемыми человеком культурными формами — орудиями, социальным поведением, постройками, воспроизведение которых с течением времени сохраняется в рамках неизменной технологии. Определение «традиционные формы материальной и духовной культуры» формирует общий объект исследования фольклористов и антропологов (этнографов). Традиционные формы представляют собой набор технологий, наиболее устойчивых к энтропийным процессам, и, следовательно, наиболее затратных в энергетическом смысле, что предполагает, в свою очередь, тот факт, что для социума сохранение этих технологий является жизненно важной задачей. Смена технологий — изменение общественной практики, какой бы ее части это ни касалось, — своим следствием всегда имеет социальную реорганизацию. Воспроизведение, контролируемое обществом с точки зрения допустимых новаций, есть традиция. Традиция являет себя в самых разных сферах практики, и практика речевых актов, регулируемых традицией — одна из них. Специфика фольклорной речи состоит в том, что она организована в соответствии с определенными принципами, задаваемыми традицией. Соблюдение этих принципов является жизненно важным условием воспроизведения социума во времени, поскольку традиция речевых практик, практик коммуникации, напрямую связана с закреплением определенных социальных отношений. Методы исследования фольклора и, следовательно, тактики его презентации обеспечены осмыслением тех феноменов, которые служат родовым признаком для определения предмета «фольклор»: традиция, речь и общество. Традиция понимается в обществоведческих категориях (политики, структуры общества, практики и др.), речь – в категориях теории коммуникации и действия, общество – как динамический механизм, регулируемый разными факторами, среди которых символический фактор занимает одно из главенствующих мест.
Следствием этих общеметодологических изменений является установление определенных ракурсов, с позиции которых фольклористика описывает свой объект. Принципы фиксации, описания, архивации и презентации фольклора являются значимым инструментом гуманитарного анализа, их осмысленный выбор обусловлен избранной методологией.